— Алексей, когда ты только заступил на свою должность, ты говорил о том, что театр отныне будет работать в совершенно ином формате. Как идет воплощение планов?
— Все отлично! В эти дни идут усиленные репетиции предстоящей премьеры – 23 и 29 октября на суд зрителей мы представим музыкальный спектакль «Тыыммын ылан, тыыннар холбоо» по мотивам пьесы Тимофея Сметанина «Лоокут уонна Ньургуьун». Очень рад, что режиссером первого мюзикла театра эстрады стал Сергей Потапов. Я знаю, насколько комфортно и хорошо работать с таким профессионалом как Потапов, ведь для артистов эстрады это первый опыт работы в новом формате. Судя по репетициям, у ребят, несмотря на сложности жанра мюзикла, все здорово получается, они по-новому раскрываются, узнают свои возможности.
— В мюзиклах ведь много танцуют. Как с этой задачей справляются, ведь многие из артистов эстрады привыкли на сцене просто стоять у микрофона и петь?
— Танцуют очень даже не плохо. Сейчас работаем над тем, чтобы каждое их движение на сцене выглядело художественно. Согласен, что зрителю по началу будет непривычно смотреть на танцующего певца, Но мы работаем, совершенствуемся.
— Кстати, в спектаклях кто-то играет главную роль, кому-то суждено быть в массовке. Не было у звездных артистов драки за желанную главную роль?
— В спектакле занят практически весь состав театра эстрады и понятно, что всем им не могут достаться главные роли. Кто и кого будет играть, утверждал сам режиссер, у которого свое ясное видение персон на сцене. К счастью, артисты абсолютно безболезненно восприняли процесс утверждения. Негоже профессионалам обижаться на то, что сегодня тебе не досталась главная роль, которую, возможно, дадут тебе завтра. Так, в «Тыыммын ылан, тыыннар холбоо» главную мужскую роль исполнит молодой и новый для театра артист Иннокентий Лебедев, а женскую – Паша Ченянова – Умсуура.
— А как же любимцы публики Сахая, Далаана, Ника…
— Все любимые публикой артисты будут в спектакле. Кто-то увидят в ролях второго плана, кто-то появится лишь в эпизоде.
— Как дорого будут стоить билеты на ваши представления?
— Минимум 15 тысяч рублей!
— ???
— Да, шучу! (смеется) Конкретную стоимость билетов пока не утвердили, но цена не будет превышать двух тысяч рублей. Думаю, будет даже ниже.
В год по восемь мюзиклов
— Что еще ожидается в ближайшем репертуаре?
— Мы поставили перед собой очень сложную задачу – только до конца года представить четыре музыкальных спектакля. Второй премьерой театра, которая состоится в ноябре, станет мюзикл по мотивам рассказа известного американского писателя-фантаста Рея Брэдбери «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого». Его ставит Татьяна Чаранская. Читки и репетиции уже начались. Еще две постановки готовим к новогодним праздникам. Так, зрители увидят дебютную режиссерскую работу певицы Сахаи. Мы ей дали возможность проявить себя в новом амплуа, ведь она выпускница режиссерского факультета ГИТИСа. Не оставим без внимания и детей – специально для них театр эстрады совместно с детской студией Андрея Адамова ставит музыкальный спектакль «Алиса в стране чудес».
— Для премьер нужна сцена, а у тетра ведь нет собственного здания. Где все будет происходить?
— В моем родном Сахатеатре. Анатолий Павлович нас очень поддерживает, ведь мы стараемся и работаем для общего дела. Но я надеюсь, что в ближайшем будущем у театра эстрады, наконец, появится собственное здание. Мы очень хотим, чтобы у республики появился концертный зал, на сцене которого будут представляться качественные музыкальные спектакли, концерты, музыкальные конкурсы и.т.д.
— Понятно, что Сахатеатра не может вас каждый день впускать на свою сцену для репетиций. Где же артисты репетируют?
— Все репетиции пока проходят здесь, на Дежнева. Пространства, конечно же, недостаточно, очень тесно, но приходится работать с тем, что есть. Перед премьерой будем репетировать уже на настоящей сцене.
— Сам не играешь? Ты же прекрасно поешь, танцуешь.
— Пока нет, но в будущем хочу.
— Похвально, что только до нового года вы представите целых четыре спектакля. Я боюсь спросить, какую планку вы ставите на год?
— Мы реально решили прыгнуть выше головы, поставив перед собой максимальные цели. Сложно, зато невероятно интересно, будет всем – и артистам, и административной группе. Репертуар будет каждый год обновляться, в год планируем выпускать шесть-восемь новых спектаклей. По крайней мере, первые три года будем работать в таком темпе, пока в репертуаре не пополнится до более 20 постановок. Потом уже можно будет чуток расслабиться, ставить по 4-6 спектаклей и прокатывать то, что показывали в предыдущие годы.
Левые гастроли сродни прогулу
— Мюзиклы, конечно, очень ново и интересно для якутского зрителя, а как же привычные обычные концерты? Неужели их не будет?
— В нашем коллективе работают не просто 32 артиста одной труппы, а 32 звезды, сложившихся творческих личностей с именами, которые знают по всей республике и за ее пределами. Мюзиклы, непременно, генеральная линия репертуарного театра, но мы не забываем и про сольные концерты и конкурсные программы. В этом году, к примеру, будет сольник Анастасии Готовцевой, а также – проект «Дьуогэлилээр» с участием Далааны, Олимпии и Ники. Совместно с НВК к новому году снимем музыкальное кино и традиционный «Голубой огонек». Планируем большие и интересные республиканские телевизионные конкурсы. Так что мы не ограничиваемся одними мюзиклами.
— Кстати, раньше артисты свои сольники проводили без поддержки театра, на свои собственные средства и деньги, привлеченные от спонсоров. А сейчас театр сам будет организовывать концерт штатного артиста?
— Непременно театр должен принимать самое активное участие в организации сольного концерта своего артиста. Но это не насильственная процедура. Исполнитель сам решает, нужна ему помощь театра или нет. Если певец или певица пользуется спектром услуг театра, значит, мы должны иметь некий доход от данного проекта. Все это высчитывается процентными соотношениями от вложенных средств и усилий. К примеру, если театр берет полностью на себя организацию, значит, доходы с артистом делятся пополам.
— До вашего назначения артисты чувствовали себя весьма свободными: могли запросто организовать себе гастроли по улусам, предпочесть «галочке» халтуру на свадьбе или корпоративе. Сейчас, я слышала, все гораздо строже.
— Скажите, что будет офисному сотруднику, который должен быть на работе с девяти утра до шести вечера, если он исчезнет на пять-шесть дней?
— За прогул он получит минимум страшный выговор…
— Вот и все артисты – это штатные работники театра, получающие зарплату и имеющие обязательства перед работодателем. Если ранее театр эстрады по большему счету представлял из себя концертное агентство, где нужно было в месяц получить 12 галочек за выступления, то сейчас структура работы и должностные инструкции полностью поменялись. Просто так, не согласовав выступления и гастроли с отрывом от работы, теперь уже нельзя. Иначе будет выставлен прогул. Сегодня наш театр – это единый коллектив с 40-часовой рабочей неделей, где каждый является не только творческой единицей, но и неотъемлемой частью труппы.
— Неужели артисты приходят к 9 на работу как все офисные сотрудники?
— Конечно, мы никого не заставляем являться на работу к девяти утра – график у нас плывучий. Но если режиссер позвал на репетицию с девяти до четырех дня, все обязаны присутствовать и работать.
Аттестация носила рекомендательный характер
— Улеглись страсти после скандальной аттестации? Кто-то же судился даже…
— Суд с Тускуном мы отстояли. Хочу еще раз всем сказать: никого незаконно мы не увольняли, все процедуры расторжения договоров были проведены без нарушений.
— Из неаттестованных, оказывается, много кто остался.
— Да, это так. Аттестация носила рекомендательный характер. Это был своего рода кастинг, к результатам которого я мог прислушаться, а мог иметь свое мнение. Если ранее «12-галочная система» позволяла на 32 штата держать 45 артистов, то сейчас такого нет. Сколько положено по штатному расписанию сотрудников, столько и оставили.
— А ты ни разу не сожалел, что согласился на эту должность?
— Разве можно о чем-то сожалеть? Работа только началась. Пусть не легко, зато очень интересно и ново как для меня, так и для коллектива. Пока все идет по плану, так, как я себе и представлял. Все здорово! Думаю, после нового года я смогу для себя сделать кое-какие выводы. Надеюсь, они будут положительные.
— Кстати, как дочку назвали?
— Мария – Саная.
Екатерина ИВАНОВА
Информация взята у редакции Якутск Вечерний