Первый якутский мюзикл «Багровое солнце» глазами дедушки Уральского рока Александра Пантыкина

Началось всё с мистики. В городе Казани проходил театральный форум «Навруз», на котором я читал курс лекций про музыкальный театр. Уже тогда на фоне всех слушающих мои доклады выделились два ярких человека. Они не давали мне скучать и постоянно задавали каверзные вопросы, связанные с созданием мюзиклов. Чуть позже, когда мы уже
подружились и сделали совместное фото на память, я узнал, что это были руководители Государственного театра Эстрады Республики Саха: директор Татьяна Николаевна Чаранская и художественный руководитель Мария Николаевна Герасимова. Кто мог бы подумать, что это случайное знакомство приведет к таким неожиданным результатам?


Далее, будучи куратором Лаборатории фестиваля «Музыкальное сердце театра», я услышал от продюсера фестиваля Дмитрия Калантарова об успешном выступлении этого театра на фестивале «Выходные мюзикла» в Москве со спектаклем «Чудесный костюм» по Рэю Брэдбери.


И вот наступила осень 2024 года. Она не сулила неожиданностей, так как график с шестью премьерами был составлен давно. Провинциальный мюзикл «Старая зайчиха» по Николаю Коляде в театре «ЦЕХЪ» в Санкт-Петербурге. Мистерия «Сказание о княгине Ольге» в театре русской песни в Москве. Рок-опера «АНТИГОНА» в Иркутском музыкальном театре. Две новые постановки лайт-оперы «Мертвые души» в Сыктывкаре и Зеленодольске. Мюзикл «12 месяцев» по мотивам Самуила Маршака в Краснодарском музыкальном театре «Премьера» и наконец премьера в своем «Живом театре» в рамках юбилейной недели (театру в этом году исполнилось 10 лет) мюзикла для детей «Чудо- снегопад». Что называется, не продохнуть не охнуть. И вдруг раздался звонок. На проводе — Чаранская. Приглашает на премьеру своего этно-фьюжн мюзикла «Багровое солнце». О боже, подумал я, ещё и это… Татьяна Николаевна называет даты, которые как по заказу вписываются между премьерами в Питере и Москве. Это знак, запульсировало в голове. Я колебался недолго. Мы согласовали рейсы, и я смирился с данностью. Лечу в Якутск, тем более я там никогда не был. Интересно же. Смирился и тут же забыл, так как текущие дела закрутили в своем водовороте и заставили переключиться на другое. Премьера в Питере «Старой зайчихи» прошла очень успешно, и теперь мне предстояло до отлета в Якутск доделать рок-оперу «АНТИГОНА». Сроки супержесткие и невозможно их сорвать, так как огромный коллектив ждет материал. Я составил график, по которому я должен был каждый день сочинять определенное количество номеров. Это невероятно сложно, заставить музу работать по часам. Таким образом, припертый к стенке своими же обещаниями, я стал спасать ситуацию. О, мистика, я уложился. И даже на один день раньше. Я даже успел послушать то, что написал, и обсудить это с режиссером
постановки. К сожалению, мой график иногда такой, что я сам не успеваю прослушать то, что написал. А тут, о радость, мне представилась такая возможность.


И вот я уже в самолете. Лечу в Якутск с пересадкой в Новосибирске. Что меня ждёт в этом далеком крае? Начинаю погружаться в материалы, которые мне заранее подготовили сотрудники театра Эстрады. Два дня расписаны по минутам. После прилета в Якутск у меня интервью в программе «Доброе утро». С корабля на бал. А я мало знаю про создателей мюзикла, про сам мюзикл и про театр, в котором он поставлен. Я стал судорожно готовиться к эфиру. Слава богу, искусственный интеллект мне помог с этим быстро справиться. Какие-то имена и даты пришлось выучить наизусть. Короче, на эфир я пришел во всеоружии. В аэропорту меня встретили заместитель директора и худрук — Максимов Валентин Валентинович и Герасимова Мария Николаевна, которую я, конечно же, узнал сразу. По дороге на телевидение я получил от них важную информацию для эфира. И вот мы на интервью. Я так подготовился, что у меня было такое ощущение, что я живу в Якутске уже давно, а театр Эстрады — это вообще мой второй дом. Мои ответы отскакивали от зубов, и язык вовсе не заплетался после десятичасового перелета. Далее меня поселили в отель «Азимут», я позавтракал и в номере быстро уснул, так как по плану был сон. Почему я так подробно описал начало моего путешествия в Якутск? Просто очень хотелось погрузить моего дорогого читателя в те обстоятельства, в которых я оказался. Контекст всегда важен и сильно сказывается на всём.


Первая встреча с коллективом театра Эстрады была тоже мистической, так как всё началось с обряда благословения АЛГЫС. На сцене, где я находился, появилась артистка театра Альбина Дегтярева с дымящейся чашей, она сыграла на варгане и спела якутскую обрядовую песню. В финале я выпил кумыса и почувствовал себя настоящим якутским “юношей”. В довершении всего Чаранская подарила мне браслет, украшенный бивнем мамонта, и я окончательно «объякутился». Мне даже показалось, что облик моего лица изменился, поэтому старался не смотреть в зеркало. Боялся, что жена не узнает.
После такого интересного знакомства с коллективом театра по плану был обед, за которым я продолжил узнавать много интересного про эту загадочную Республику Саха. Больше всего меня поразило то, что весь якутский народ от мала до велика верит в духов и преклоняется перед ними, сохранив множество обрядов. Такое уважение к своей истории и культуре, конечно, же оказало на меня сильное впечатление. После обеда у меня появилась возможность поспать. О, счастье, меня уложили на диван в Каминном зале и дали возможность отдохнуть почти в течение часа. Меня разбудили ровно за семь минут до начала предпоказа мюзикла «Багровое солнце». Я быстро пришел в себя и прошел в зал. Мои первые впечатления превзошли все мои ожидания. Я увидел вполне профессиональную постановку, но абсолютно оригинальную по содержанию, а главное, органичную по всем основным параметрам. Начнем с либретто. Любовь Готовцева, основной автор либретто базировалась на якутских легендах и мифах, собрав воедино разных персонажей и наделив их архетипичными
характеристиками. В работе над либретто приняла активное участие режиссер- постановщик Татьяна Чаранская, что добавило к литературной основе нужную театральность и игровое начало. Наряду с драматичными событиями этой музыкальной притчи текст был дополнен юмором, и это безусловно сказалось на качестве авторского высказывания. Несмотря на то, что спектакль шел на якутском языке, я понимал, что происходит на сцене, но про себя отметил, что неплохо бы было пустить бегущую строку, как это часто делают в современных оперных театрах. Варвара «Максима» Васильева написала 17 песен, которые аранжировал руководитель и гитарист ансамбля Эллэй Васильев. Этот музыкальный тандем явно сложился, так как вся музыкальная ткань была стилистически единой и органичной. Если говорить об
аранжировках, то рок-элемент в них явно преобладал, и это позволило говорить о «роковом начале» в музыке. Оно удивительно слилось с «фольклорным началом» спектакля.


Таким образом, либретто и музыка объединились в единый образ. Можно сделать первый вывод: якутский стиль песен очень хорошо ложится на рок-аккомпанемент. Состав ансамбля тоже был роковым: бас-гитара Евгений Иванов, барабаны Артур Багарысов, гитара Айсен Федоров, клавиши Константин Данилов. Единственным «лазутчиком» в стане рок-группы оказалась флейта Виктория Алексеева. Но она и была связующим элементом между акустической этникой и электрической роковостью. Это то, что касается инструментальной части. В вокале тоже был рок-стиль в партиях артистов. Эта манера
интересно соединилась с микрофонным “академическим” пением в ансамблевых номерах, которые были созданы Натальей Викторовной Стручковой. Интересно то, что мы с ней закончили Уральскую государственную консерваторию. Но в отличие от меня, компьютерщика от мозга костей, Наталья Викторовна до сих пор пишет хоровые партитуры по старинке — карандашом на нотной бумаге. Но всё это вокально-инструментальное богатство ещё надо было донести до зрителей. Эту
нелегкую задачу решал звукорежиссер Влад Лукачевский. Он три дня не спал и не ел, так как новые микрофоны пришли за трое суток до премьеры, и надо было их ввести в строй. Задача, практически, нерешаемая, но, о, боги, опять мистика, всё заработало исправно. Только изредка «новые» микрофоны предательски заводились, но Влад с этим оперативно
справлялся.
Маленькая сцена не предполагала громоздкие декорации. Нужно было найти общий образ спектакля, при этом оставив пространство для довольно внушительной труппы актеров. С этим столкнулась сценограф постановки — Елена Гилева. Она постаралась выполнить все просьбы режиссера, и даже по скалам, что расположились справа и слева от сцены, текла
самая настоящая вода. Именно скалы изображали “участие духов” в этом спектакли. Они то “плакали” вместе с актерами, то смеялись, но всегда были вместе с людьми, подчеркивая неразрывную связь природы с якутским народом. Сценограф великолепно использовал вращение круга, что значительно облегчило пространственную задачу. Режиссер постановки Татьяна Чаранская эффектно использовала такую предоставленную возможность. Надо отметить, что Елена Гилева не только создала впечатляющие декорации спектакля, но также связала их с брендбуком, который сопровождал зрителей.
Световая партитура, исполненная Игорем Абрамовым, выгодно освещала площадку, помогая артистам в сложных мизансценах. А в финале создала ощущение счастья и победы над злыми силами. На костюмах, которые придумал Петр Винокуров, надо остановиться подробнее. С моей точки зрения, они создали то самое погружение в этническую древность культуры Якутии. Именно они выгодно подчеркнули с одной стороны архетипичность персонажей, а с другой — связали их с современностью. К тому же противостояние “добра и зла” — это основа якутского эпоса. Петр великолепно справился с этой задачей и даже “перевыполнил” план. В моей памяти в связи с этой постановкой прежде всего всплывают
зрительные образы, созданные художником по костюмам.
При первом знакомстве с театром Эстрады я обратил внимание на удивительные картины, которые висели в фойе. Это были работы художника Николая Рязанского, которые по признанию главного создателя спектакля Татьяны Николаевны Чаранской, слились в её сознании с замыслом и стали неотъемлемой частью основных персонажей. Это говорит о том, что идея такого произведения витала в воздухе и ждала своего воплощения не только на сцене, но и в работах художников и литераторов. Для любого музыкального спектакля всегда важна лирическая линия. Линия Любви и Веры, Дружбы и Верности, Мечты и Надежды. Надежды о Мире! Сегодня эта тема особенно актуальна. Мудрый древний эпос народа Саха как бы говорит нам: “Рано или поздно победа будет за Светлыми силами, а Зло неизбежно потерпит крах”. И эту идею до
нас доносят артисты. Оталан в роли главного героя Дархан и Арчылаана в роли Туллук. При этом мы на сцене видим три поколения — дети артистов театра — дочь Анатолия Горохова Сайнаара и сын Саниты Ай и Эрхана — Эрсаан, которые сыграли главных героев в детстве, молодую пару Оталан — Арчылаана и их родителей Эрчим и Варвара Аманатова.
Это говорит о преемственности традиций и о продолжении артистических якутских династий.
Постановщики не могли обойти своим вниманием образ медведя, который в жизни якутского народа считается священным животным. Роль Михаила-спасителя сыграл молодой артист Иван Константинов, которому выпала самая тяжелая и “жаркая” доля — находится весь спектакль в шубе зверя. Молодая актриса Сияна, исполнившая сложнейшую роль куклы Эмэгет, поразила меня тсвоей пластикой и характерностью образа. Эти “безумные” глаза запомнятся надолго и обязательно будут сниться в разных снах. Сильный образ. Эпичность происходящего на сцене подчеркивали яркие работы артистов, исполняющие роли духов: Воды — Амгаяна Нестерова, Дерева — Ника, Северного Ветра — Санита Ай, Огня
Долун Борисов. Важно, что эти роли были сыграны не по бытовому, а в стиле “божественных сил”, которые находятся как бы над происходящим. Силы Зла тоже выглядели очень убедительно. Мы видели только лицо предводительницы
Удаган в исполнении актрисы Умсуура, а вот лики воинов были скрыты выразительными масками, но это всегда особенно сложно работать пластикой тела. Хореограф- постановщик Василий Сорокин нашел такой рисунок танца, в котором сочетались движения “шаманов” с энергией Зла. А актеры Николай Гоголев, Александр Максимов, Анатолий Горохов, Байтыкан Батаакап транслировали эту энергию в зал с такой силой, что местами становилось по-настоящему жутко и страшно.
Ночью, когда вернулся после предпоказа в гостиницу, у меня крутилась только одна мысль — на сцене театра Эстрады Республики Саха появился самый настоящий самобытный первый якутский мюзикл в жанре этно-сказки “Багровое солнце”, который необходимо обязательно показывать на фестивалях, конкурсах и просто театральных подмостках
нашей страны. Россия должны видеть многообразие и богатство различных культур и познакомиться с богатым наследием якутского народа.
На второй день моего пребывания в Якутске я встретился с министром культуры Якутии Афанасием Ивановичем Ноевым, который нашел время в своем сложном графике поговорить со мной о постановке “Багровое солнце”. Меня удивило, что он видел эфир со мной на телевидении и знал обо мне много подробной информации. Я со своей стороны тоже подготовился к разговору и познакомился с богатой биографией Афанасия Ивановича. Меня поразило, что он родился в селе Ой, в которое пришли первые переселенцы якуты. Наш разговор с министром носил очень серьезный характер. Мы говорили о сохранении культурного наследия Якутии. И с моей точки зрения, постановка первого якутского мюзикла “Багровое солнце” вносит важную лепту в деле развития и сохранении исконно якутской культуры. На прощание Афанасий Иванович подарил мне уникальный подарок — латунные очки ручной работы, которые носили якуты в древности, защищая свои глаза от яркого солнца и снега.
Вечером 10 октября 2024 года состоялась премьера первого якутского мюзикла “Багровое солнце” на сцене Государственного театра Эстрады Республики Саха. Это событие можно с полной уверенностью отнести к историческим, так как теперь начинается новая жизнь нового направления в культурной жизни Якутии. А сам театр можно поздравить с
очевидным успехом и пожелать этому произведению долгих лет жизни и успешной гастрольной судьбы.


Вот так закончилось моё уникальное путешествие в Якутию, которое надолго останется в моей памяти благодаря гостеприимству талантливейшего народа Республики Саха.


Засл. Деятель искусств РФ, композитор и драматург Александр Пантыкин

Добавить комментарий