Автономное учреждение «Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия) имени Юрия Егоровича Платонова»
«Эстрадное искусство всем доступно,
универсально, и самое близкое народу искусство.
Именно, через нее народы могут показать
всему миру свою культуру – свое лицо».
Ю. Платонов.
Любая биография начинается с описания даты. Биография якутской эстрады начинается с конца 30-х годов, когда во всей России появилась новая профессиональная деятельность легализации балаганных артистов. Во всех городах Советского Союза появились концертные организации, обслуживающие районы, города, области. В это время в Якутске создается концертно — эстрадное бюро (далее — КЭБ). Первым директором этой организации был Студенцев Всеволод Иванович.
КЭБ занимался в основном с приезжими артистами, которые, заключив с ним контракт на сезон или несколько сезонов, разъезжали с гастрольными концертами по улусам и наслегам республики. Таким образом, народ узнал имена многих драматических, оперных артистов, выступающих с концертными номерами в качестве артиста эстрады. Незаурядными качествами эстрадного артиста обладали: артист драмы Петр Михайлович Решетников — конферансье; артист драмы Христофор Трофимович Максимов — мелодист, баянист, певец; солист оперы Лев Михайлович Попов- исполнитель советских песен; солист оперы Николай Николаевич Баскаров — исполнитель народных современных песен прекрасный артист разговорного жанра, баянист Иннокентий Павлович Дураев и многие другие.
Постепенно, начиная с конца 50-х годов, в КЭБ стали принимать на работу выпускников музыкального училища и просто талантливых людей из самодеятельности. Таким образом, широко в народе стали известны имена выпускницы теоретико-композиторского отделения музыкального училища, прекрасной певицы и мелодистки Ольги Петровны Ивановой, танцоров Дмитрия Михайловича Неустроева, Петра Васильевича Яковлева, гастролировавших с приезжими артистами.
Официальной датой зарождения профессиональной эстрады в Якутии считается 1968 год. Первыми штатными профессиональными артистами стали Платонов Юрий Егорович, Трапезникова Наталья Спиридоновна. Приказы были подписаны директором Гособъединения «Якуттеатр» Василием Афанасьевичем Босиковым. В 1969 году впервые артистам Якутии вручили аттестационные удостоверения Министерства культуры СССР с исполнительской специальностью – вокалист-солист эстрады. А в 1970 году по инициативе первого профессионального артиста Ю. Платонова, при поддержке обкома партии, Министерства культуры, дирекции Гособъединения «Якуттеатр» был осуществлен первый набор талантливой молодежи для учебы по различным жанрам эстрадного циркового искусства во всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (г. Москва). По результатам отбора в Москву были направлены 15 талантливых якутян. Среди них были ныне народные, заслуженные артисты РФ и Республики Саха (Якутия), основатели Государственного цирка в Якутии Сергей Васильевич Расторгуев и Марфа Петровна Колесова, народный артист РС (Я) Федор Дмитриевич Колосов, заслуженная артистка РС (Я) Наталья Васильевна Шестакова – Кирюшкина, народный артист РС (Я) Владимир Ильич Заболоцкий. В 1972 году выпуск этой группы из ВТМЭИ назывался «Якутская эстрада — 72».
Своим трудом и талантом наши артисты, поднявшись на профессиональную ступень, стали завоевывать высокие звания. Так, в 1972 году Н. Трапезникова стала лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей народных песен (Москва), лауреатом Международного конкурса на 10-м Всемирном фестивале молодежи и студентов (Берлин). В 1974 году артист разговорного жанра Петр Петрович Пестряков стал дипломантом 5-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве, а в 1977 – лауреатом 1 премии 7 Всероссийского конкурса артистов эстрады. В те годы начали создаваться различные вокально-инструментальные ансамбли и группы: в 1974 году – ВИА «Чороон» под руководством Владимира Семеновича Татаринова в составе из 17 человек, в 1975 году – группа «Радуга» из выпускников Алма-Атинской эстрадно-цирковой студии Казахской ССР в составе из 6 человек.
Период с 1979 по 1992 годы
Становление и формирование
профессионального эстрадного искусств
Якутская государственная филармония
В 1979 году КЭБ (концертно-эстрадное бюро) реорганизовано в Якутскую государственную филармонию (далее — ЯГФ). Директором был назначен лауреат Всероссийского, дипломант Всесоюзного конкурсов эстрады Петр Петрович Пестряков, художественным руководителем – Берестов Николай Савельевич. С этого времени началась большая работа по подготовке профессиональных кадров в разных жанрах эстрады.
1979 год — при филармонии создается ансамбль танца и направляется на стажировку в Концертно-эстрадную мастерскую Ленконцерта в Ленинград.
1980 год — из выпускников Концертно-эстрадной мастерской Ленконцерта образовался Государственный ансамбль танца «Якутия» в составе 34 человек.
1980 год — по инициативе директора Пестрякова П.П. направлены и приняты на учебу в Государственное училище циркового эстрадного искусства –ГУЦЭИ (г. Москва) 15 человек.
В 1980 году директором ЯГФ был назначен Максимов Николай Иванович, художественным руководителем Пестряков Петр Петрович.
1980 год — из стен ВТМЭИ выпущен обновленный состав «Чороон-2» в который вошли Екатерина и Алексей Егоровы, Георгий Сергучев, из старого состава Владимир Мохначевский, всего — 9 человек.
В 1983 году директором ЯГФ назначен Сыромятников Гаврил Гаврильевич, художественным руководителем Лазаревский Олег Сергеевич.
1983 год — создается поп-фьюжн-группа «Мелодии Севера», единственная
группа Якутии, получившая гастрольный лист по СССР. Художественный руководитель группы Юрий Платонов. В этой группе впервые были применены национальные музыкальные инструменты: тангсыыр, мас хобо, ча5аара, кюпсюр, бубен, в созвучии с современными электромузыкальными инструментами.
В 1984 году директором ЯГФ назначен Филиппов Василий Васильевич.
Художественными руководителями в разные годы работали Лазаревский Олег Сергеевич (1983-1985), Понедзельская Надежда Станиславовна (1985-1988), Бурцев Иван Иванович (1988-2005), Ермолаев Николай Семенович (2005-2015).
1984 год — из стен ГУЦЭИ выпустились первые профессиональные артисты циркового искусства в составе 12 человек. Среди них были ставшие известными – Александр Березкин (клоун Сашуля), Дмитрий Колосов (иллюзионист),
Владимир Иванов, Елена Слепцова – Куорсуннаах, Валентина Чиркова. Руководителями циркового коллектива стали Марфа Колесова и Сергей Расторгуев.
1987 год — создается профессиональная рок-группа «Минус-72», руководитель Александр Чмыхалов. Тогда группа впервые исполнила песни лидера группы Виталия Власова в стиле тяжелого рока.
1989 год — из стен СТМЦЭИ (Свердловская творческая мастерская циркового эстрадного искусства) выпустились с новой концертной программой выпускники ГУЦЭИ 1984 года с общим названием группы «Түһүлгэ» и эстрадно-цирковой синтез-театр «Ойуун» под руководством С. Расторгуева. Эти две группы в становлении цирка Якутии станут фундаментом.
1990 год — при ЯГФ открылся музыкальный салон «Чароит» и была создана Республиканская творческая мастерская циркового эстрадного искусства (РТМЦЭИ), переименованная в 1996 году в Республиканскую творческую мастерскую эстрадного искусства (РТМЭИ). Заведующим мастерской был назначен Юрий Егорович Платонов. С 1996 года РТМЭИ работал в интеграции с Якутским государственным университетом (ныне Северо-Восточный Федеральный университет — СВФУ). Сегодня многие выпускники РТМЭИ успешно работают в Государственном театре эстрады.
1990 год — создается кантри-фольк-группа «Иэхэй-Чуохай» под руководством Владимира Татаринова. В группе в разное время работали Клавдия, Герман Хатылаевы, Варя Аманатова, Александр Дьячковский.
1990 год — при ЯГФ создается группа эстрадных миниатюр «Наара Суохтар» (творческий союз И.И. Бурцева, А.П. Павлова, Л.И. Троевой).
Период с 1992 по 1998 годы
Расцвет эстрадного искусства: ГККО «Сахаконцерт»
В 1992 году Якутская Государственная филармония была реорганизована в Государственное концертно-коммерческое объединение «Сахаконцерт» (генеральный директор – Филиппов В.В., художественный руководитель – Бурцев И.И.).
1993 год — из ГККО «Сахаконцерт» на самостоятельный путь выходит Государственный ансамбль танца «Якутия» в статусе Государственного театра национального танца РС (Я) (директор – Алексеев А.И., художественный руководитель Баишев Г.С.).
1994 год — из групп «Түһүлгэ» и «Ойуун» создается Государственный цирк РС (Я). Директором в первое время был Сивцев В.Н., позднее – Расторгуев С.В..
1996 год — группа эстрадных миниатюр «Наара суохтар» получает статус Государственного театра эстрадных миниатюр, директором становится Павлова М.С., художественным руководителем Павлов А.П.
Период с 1998 по 2010 годы
Эстрада – лицо нации: Государственный театр эстрады РС (Я).
В 1998 году ГККО «Сахаконцерт» преобразован в Государственный театр эстрады РС (Я) (директор – Филиппов В.В., художественный руководитель — Бурцев И.И.). В 2001 году переименован как Государственное учреждение культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) «Государственный театр эстрады». С 2010 года действует как Автономное учреждение «Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия)». Начиная с этого периода, театр проводит нацеленную работу в продвижении якутского эстрадного искусства, как в республике, так и за ее пределами. Наши артисты представляют Якутию на мероприятиях российского и международного уровней, становятся дипломантами, лауреатами, победителями республиканских, всероссийских, международных конкурсов. Постоянными площадками для выступлений якутских эстрадников становятся Международный конкурс эстрадной песни Азиатско-Тихоокеанского региона «Белый месяц» (г. Улан-Удэ), Международный конкурс «Славянская звезда» (г. Москва), Международный конкурс тюркской молодежи «Урал-Моно» (г. Уфа), Международный конкурс «Бриллиантовый голос России» (г. Москва),
Международный конкурс горлового пения «Дыхание земли» (г. Улан-Батор, Монголия), Международный конкурс эстрадной песни арктических регионов «Арт Арктика» (г. Салехард, Ямало-Ненецкий АО), Международный конкурс «Жемчужина Востока» (Китай), Международный конкурс «От ыры» (Хакасия), «Тюрквижн» (Татарстан). При театре работают авторские проекты А. М. Алексеева «Ыллаа, эдэр саас», В. Аманатовой «Ай-ыллаа». В 2011 был выпущен первый аудиоспектакль на основе якутского эпоса олонхо Н. И. Степанова – Ноорой «Күн Эрили» с участием артистов ГТЭ. В театре ведут свою творческую работу вокальные и вокально-инструментальные группы, как «Дайар сахалар» под руководством народного артиста РС (Я) Аркадия Алексеева, кантри-фольк группа «Иэхэй-чуохай» под руководством народного артиста РС (Я) Владимира Татаринова. Театр ежегодно выезжает на гастроли по улусам республики, пропагандируя тем самым певческое искусство. Ведет тесную шефскую работу с Усть-Алданским улусом, Эвено-Бытантайским улусом по поддержке культурной жизни на селе. Артисты театра эстрады представляют республику во всех мероприятиях российского и международного уровня, именно их выступления становятся визитной карточкой культуры народа Саха.
2010-2020 гг
По распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) № 458-РП от 27 ноября 2010 г «Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия)» стал Автономным учреждением. В эти годы театр вышел на новый этап в своем развитии.
В 2015 году директором театра был назначен Егоров Алексей Алексеевич. С момента вступления в должность нового директора решением художественного совета ГТЭ РС (Я) профильное направление работы театра было кардинально изменено.
В мае 2018 года директором Государственного театра эстрады назначена Чаранская Татьяна Николаевна, художественным руководителем — Герасимова Мария Николаевна.
В 2018 году Государственный театр эстрады отметил 50- летие зарождения якутского профессионального эстрадного искусства, 20- летие создания Государственного театра эстрады РС(Я). Благодаря Правительству РС(Я) и Министерства культуры и духовного развития РС(Я) учреждение приобрело собственное здание по адресу проспект Ленина д. 47. Перед театром стала нелегкая задача превратить ночной клуб в театр и дать второе дыхание здание. За короткое время, за счет бюджетных и внебюджетных средств проделана большая ремонтная работа. Впервые за долгие годы у театра появилась сцена, собственный зрительный зал. С этого момента Государственный театр эстрады становится репертуарным, основные ресурсы направлены на постановку музыкальных спектаклей.
05 октября 2019 году состоялась торжественное открытие театра эстрады и Камерного зала. Творческий отдел начал активную работу над созданием новых проектов и постановок, зрители потянулись в обновлённый театр.
2021 год- по настоящее время
По Указу Главы Республики Саха (Якутия) № 1670 от 11 февраля 2021 года Автономному учреждению «Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия)» присвоено имя Юрия Егоровича Платонова.
На первом плане творческой работы театра стоит выполнение государственного задания и национального проекта.
Приобретены автомобили для гастролей, обновилось световое и звуковое оборудование для Камерного, Акустического залов и Музыкальных салонов.
В театре действует звукозаписывающая студия, реквизиторский и швейный цеха.
За короткое время созданы две вокально-инструментальных группы «Эстрада 21» и «Л-47», вокальный ансамбль под руководством главного хормейстера театра Натальи Викторовны Стручковой, благодаря сотрудничеству с Республиканской библиотекой для слепых в театре родился совершенно новый концертный жанр — тифлоконцерты.
В рамках Первого молодежного фестиваля «Муус устар» творческий коллектив ежегодно организовывает Республиканский вокальный телевизионный конкурс «Сулустар». Партнер конкурса – телерадиокомпания «НВК – Саха».
Впервые в истории театра организованы гастроли с концертами и спектаклем в Москву и Санкт-Петербург, спектакль «Уйбаанчык» и тифлоконцерт «Я вижу сердцем. Моя Якутия» приняли участие на международном театральном фестивале «Навруз» в городе Казань (Республика Татарстан).
В сентябре 2023-го года АУ «Государственный театр эстрады РС(Я) имени Ю.Е.Платонова» стал членом Ассоциации Национальных театров России».
В этом году Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия) им. Ю. Е. Платонова отмечает 55-летний юбилей. На более чем полувековом историческом пути развития театр эстрады Якутии видел и взлеты, и падения, яркие открытия и кризисные моменты, однако он никогда не терял своей актуальности и всегда пользовался популярностью среди народа. Зритель остается верен своей любви к профессиональной эстраде, но общество меняется, а развитие Театра, и в целом культуры и искусства, неразрывно связано с социокультурными тенденциями.
За последние 5 лет Театр эстрады прошел, наверное, самый сложный и переломный этап в своем творческом пути. Сложности были продиктованы самой жизнью, и отчасти, политической обстановкой, событиями в стране и мире. Будем откровенны, были и такие моменты, которые не на шутку взволновали общественность. Коллектив Театра с честью и достоинством прошел это время волнений, смог выстоять и отстоять свое право быть.